С 1994 года Кыргызстан является действительным членом Всемирной Туристской Организации
1. Потенциал горных территорий для развития туризма
Кыргызстан располагает уникальными природными и историко-культурными ресурсами, представляющими интерес для развития туризма, как самостоятельной и перспективной отрасли экономики. В будущем туризм может стать одним из главных источников валютных поступлений в бюджет республики, в связи с чем туризм признан приоритетным направлением экономики Кыргызской Республики в целом.
Используя уникальный потенциал природы и культурного наследия Кыргызстана, необходимо гармонично интегрироваться в туристическую отрасль мировой экономики и достичь интенсивного развития туризма в республике, обеспечив устойчивый рост занятости и доходов населения и стимулирование смежных с туризмом отраслей.
Туристический бизнес - одна из наиболее быстро развивающихся отраслей мирового хозяйства, на которую приходится около 6% мирового валового национального продукта и 5% всех налоговых поступлений. В результате проводимых рыночных реформ в Кыргызстане уже сложился рынок туристических услуг. Число туристических фирм с каждым годом растет. Предпринимательской деятельностью в сфере туризма в настоящее время занимаются около 200 частных туристических фирм, из них по приему туристов (туроператоры) - 56 фирм и по отправке (турагенты)-144. За 1999 год общий поток туристов составил 169 тыс. человек, против 119 тыс. человек в 1998 году, причем внутренний туризм охватил 61,5 тыс. человек.
В результате деятельности туристических фирм динамика посещений Кыргызстана иностранными туристами возрастает ежегодно в среднем на 12-14%. В бюджет республики в виде государственных пошлин и налогов ежегодно поступает около 10 миллионов сомов. Объем предоставленных услуг составляет около 60 миллионов сомов. Доход от сектора туризма только за 1999 год, по данным Национального Статистического Комитета, составил более 14 миллионов долларов США.
Туристическая отрасль способствует развитию промышленности и экономики государства, в частности, транспорта, гостиничного обслуживания, строительства, банковской сферы, производства сувениров и многого другого.Туризм может оказать влияние на восстановление городских и сельских регионов, на сохранение или возрождение существующих зон отдыха, на защиту или улучшение местной окружающей среды, а также на повышение экономической жизнеспособности местного населения. Прежде всего, это расширение возможностей трудоустройства, сокращение безработицы, повышение общего благосостояния народа, освоение различных профессий, связанных с туризмом.
С 1994 года Кыргызстан является действительным членом Всемирной Туристской Организации (ВТО), ведущей международной межправительственной организацией, представляющей интересы 125 стран. С привлечением международных экспертов Всемирного Банка разработаны «Стратегия развития туризма в Кыргызстане», а также мастер-план развития туризма с участием экспертов Европейского Банка Реконструкции и Развития. Однако реального интереса к инвестированию инфраструктуры туризма республики проявлено не было, что объясняется отсутствием льгот для иностранных инвесторов в Законе КР «Об иностранных инвестициях».
С помощью проекта USAID было профинансировано создание туристско-информационного центра в г. Каракол и учебного центра по подготовке кадров для сферы туризма. В рамках проекта создания биосферной территории Иссык-Куля (ГТЦ) создана туристическая фирма «Экотур».
В целях обеспечения условий и совершенствования нормативно-правовой базы туристской отрасли, как основы повышения потенциала конкурентоспособности национального туристического комплекса, принят ряд постановлений Правительства Кыргызской Республики об утверждении правил перемещения физических лиц, товаров и иных предметов через таможенную границу Кыргызской Республики, упрощенного режима въезда и пребывания иностранных граждан в республике. Принят Закон КР «О туризме» и утверждена Концепция разгосударствления и приватизации объектов курортно-рекреационного хозяйства и туризма и др. Указом Президента Кыргызской республики от 4 сентября 2000 года утверждена Концепция развития туристической отрасли в КР до 2010 года.
Существующая на настоящий момент инфраструктура в республике не отвечает сегодняшним потребностям активно развивающегося туризма, однако может служить основой для создания более современной инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам и учитывающей экологические требования. Уровень обеспеченности гостиницами, транспортом, питанием, бытовыми и другими видами обслуживания не только недостаточен, но и становится фактором убыточности туристической отрасли. В настоящее время в республике насчитывается более 350 объектов туризма, в том числе санатории, санатории-профилактории, пансионаты, спортивно-оздоровительные и детские оздоровительные лагеря, дома отдыха, турбазы, гостиницы.
Согласно классификации ВТО (Всемирной Туристической Организации), все они являются средствами размещения туристов и должны приносить валютную прибыль республике. Однако это затруднено рядом объективных и субъективных причин. Существующая материальная база туризма более чем на 80% нуждается в реконструкции и модернизации. Несоответствие стоимости услуг качеству предлагаемого туристам обслуживания в гостиницах, недостаточная профессиональная подготовка обслуживающего персонала делает их неконкурентоспособными на международном рынке туризма. Ограниченный выбор жилья по количеству, типу, стандарту и цене является проблемой развития туризма в нашей стране. Несмотря на предпринимаемые меры, на сегодняшний день существует множество еще не решенных проблем и препятствий для развития туристической индустрии в республике.
Проблемы развития туризма
Проблема 1. Подбор горных регионов, имеющих рекреационное горно-туристическое значение. Частично эти регионы были намечены в 1987г. при предварительном составлении списка геологических памятников Кыргызстана как по югу Киргизии (русло р. Ак-Бура, двугорбая складка девонских пород в зоне смятия в Кассансайском Кара-Тау, экрозионные останцы в предгориях Чаткальского хребта и др.), так и по северу (древние разработки серебра в месторождениях Кумыштаг, Сарымсак и Текели на Таласском хребте, комплексный геологический памятник природы в Боомском районе, на стыке Кунгейского и Киргизского хребтов). В качестве одного из горно-туристических регионов и маршрутов можно рассмотреть пример комплексного геологического памятника природы (ГПП) Боомского района (см. схему расположения памятников природы и деятельности человека в Боомском районе), расположенного от 115 км до 160 км от г. Бишкека..
Природные и искусственные памятники: №№1-2 -месторождения базальтов, пригодные для производства заполнителей и минеральной ваты, №3 - карбоновые кораллы и брахиоподы, иногда нацело замещенные галенитом (минералом свинца), №4 - древнее месторождение меди Бала-Тегерек с пятью штольнями IX века н.э. (геолого-археологические памятники), №5 - купол пермского (300 млн. лет) стратовулкана, жерло выполнено черными и розовыми гранитоподобными породами, а крылья сложены оранжевыми, красными, зелеными вулканическими породами, №6 -регенерированные песчаники, внешне абсолютно не отличающиеся от гранитов - на экзоконтакте Кокмойнокского интрузива сиенитов-диоритов, №7 - озерные суглинки древнего Боомского озера (около 10000 лет) с окаменевшими стеблями древних растений. Здесь же геологами в 50-х годах была обнаружена челюсть древней лошади, №8 -наскальные рисунки, №9 - гигантозернистые сиениты (нордмаркиты), в щебенке дресвяника можно собирать кристаллы анортоклаза размером 1-10 см. Из этих сиенитов сделана облицовка подземного перехода на пересечении ул. Манаса и пр.Чуй, сделаны полы в здании Госгеолагентства КР.
Проблема 2. Слабо развитая инфраструктура и слабая материально-техническая база.
Проблема 3. Отсутствие инвестиций
Проблема 4. Слабая профессиональная подготовка специалистов по туризму
Проблема 5. Несовершенство нормативно-правовых актов и существующего законодательства по вопросам приватизации, инвестирования и налогообложения, стимулирования привлечения иностранного и отечественного капитала в развитие туристской инфраструктуры и упрощения таможенных и визовых формальностей и др.
Проблема 6. Несовершенная система рекламно-информационного обеспечения и продвижения национального туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Проблема 7. Отсутствие прямого воздушного сообщения с рядом зарубежных стран и недостаточный сервис на имеющихся авиалиниях, в результате чего наши потенциальные туристы предпочитают пользоваться услугами Казахстана и Узбекистана.
Вероятные пути решения проблем:
- усовершенствование законодательной базы и неуклонное ее соблюдение (Госкомитет по иностранным инвестициям и экономическому развитию);
- упростить процедуру въезда и пребывания иностранных туристов;
- либерализировать пограничные и таможенные требования и правила (Правительство Кыргызской Республики, Министерство Иностранных Дел, Гостаможенный Комитет, МО, МНБ, МВД);
- поддержание и распространение имиджа Кыргызстана как страны, благоприятной для туризма и бизнеса;
- участие в туристических ярмарках (расширение туристических связей); проведение реконструкции имеющихся и строительство новых гостиниц;
- проведение классификации и сертификации гостиниц, турбаз, пансионатов и домов отдыха (Кыргызстандарт);
- создание кемпингов, семейных и частных пансионатов;
- подготовка и обучение персонала гостиниц; реформирование системы управления гостиницами;
- реконструкция автомагистралей Бишкек-Ош, Бишкек-Нарын-Торугарт, Бишкек-Балыкчи-Каракол, Ош-Иркештам, а также автомобильных дорог, ведущих к историко-архитектурным и историческим достопримечательностям страны (Министерство транспорта и коммуникаций и местные госадминистрации);
- подготовка квалифицированных кадров (Министерство образования, науки и культуры КР, Минсоцтруд, ВУЗы, готовящие специалистов по туризму).
Материалы подготовили:
Сулайманова А. Т., Заместитель директора Государственного агентства по туризму и спорту
Бейшембаева Д. Т., Начальник управления туризма Государственного агентства по туризму и спорту
Абдукадырова А. К., Зам.начальника управления туризма Государственного агентства по туризму и спорту
Турсунбаева Н. И., Главный специалист Государственного агентства по туризму и спорту
Супамбаев К.С., Нач.партии АСУ. Малышев А.Ф., Нач.Геохимического отряда.